Как воспитать «человека мечтающего»?

История освоения космоса имеет неисчерпаемый потенциал для патриотического воспитания подрастающих поколений. Первенство в освоении космоса – это то, что формирует чувство гордости за свою страну и уважение к её истории. Знание истории «космического проекта»укрепляет иммунитет, защищающий от комплекса неполноценности, который нам активно навязывается несколько десятилетий. Западные историки и журналисты пишут, что в СССР жили отсталые от цивилизованного мира «совки» (дикари), которые ничего не дали миру, а только истребляли себя и других. Этот примитивный миф находит немало сторонников и внутри нашей страны. Но мифологическая картина быстро рушится, когда мы начинаем изучать вклад СССР в мировую историю, и в первую очередь в историю освоения космоса. И дело не только в самых передовых технологиях, которые обеспечили прорыв в космос, но и в труде миллионов советских граждан, получивших соответствующее образование и подготовку, а главное – мотивацию к невиданному трудовому подвигу.

Победа в Великой Отечественной войне является главным столпом патриотического воспитания. Ещё одним таким столпом является победа в космической гонке. Между этими двумя великими достижениями существует неразрывная связь. Во-первых, это феномен «русского чуда», которое в действительности является результатом напряженного труда во имя осуществления заветной мечты. Когда исследуешь историю освоения космоса, возникает закономерный вопрос: почему мы опередили США в комической гонке? Ответ на этот вопрос очевиден – это огромный культурно-исторический потенциал нашего народа (космизм в литературе, космизм в живописи, космизм в философии – мечтой о космосе пронизана вся наша культура!). И осмысление истории освоения космоса, истоки которой можно уже обнаружить в XVIII векев творчестве Михаила Ломоносова (а может, и ещё раньше) есть осмысление своих культурных корней (тех самых «цивилизационных кодов»). Отыскав и пробудив этот культурно-исторический потенциал, мы сможем опереться на него в решении самых сложных – и даже невозможных – исторических задач. Именно такие задачи сегодня стоят перед нашим обществом.

Во-вторых, во время холодной войны в космической гонке США активно использовали наработки нацистов. Кто такой Вернер фон Браун? Это нацистский ученый, создававший для нацистской армии баллистические ракеты. В конце войны он перебрался в США, а спустя короткое время стал курировать основные американские космические программы. В космической гонке есть важный аспект противостояния двух систем ценностей, двух идеологий. И он не ограничивается научно-технической дуэлью нацистского ученого Вернера фон Брауна и советского ученого Сергея Королева. Американские политики, заключив сделку с нацистским дьяволом (они сотрудничали с нацистами по разным направлениям), обнажили природу собственной политической системы. Подобные сделки всегда заканчиваются потерей души. А без души начинает торжествовать дух господства, воля к власти. Возможно, именно в этом заключается причина особого восприятия космоса как источника чудовищ и арены межгалактических войн, каким он представлен в массовой американской культуре (впрочем, к этому американский образ космоса никогда не сводился).

Любой педагог понимает, что воспитание любви к Родине происходит через воспитание любви к своим родителям, к родному дому, к родному городу, к месту и людям, которые к человеку ближе всего. Через отдельные части познается целое. Город Пермь составляет важную часть истории освоения космоса. Пермь – это аэрокосмический город. Пермь – это город, в котором поэт-футурист и авиатор Василий Каменский, придумавший слово «самолет», совершал свои полеты, пробуждая интерес пермяков к летающим машинам. Пермь – это город, где есть уникальная скульптурная композиция, посвященная полету Гагарина в космос – «Современный Икар» (Рифката Багаутдинова).

Современный Икар

Пермь – это первый город, в котором побывали космонавты Беляев и Леонов после их легендарного полета и приземления в 200 км от Перми в марте 1965 года. Это город мастеров, труда, металла, огня и пота, которые породили промышленные предприятия, создающие уникальные двигатели для самолетов и ракет. Этот список можно продолжать. Всё это символы («священные камни») комического триумфа, из которых и вокруг которых (если их соединить) можно построить плодотворную воспитательную среду для патриотического воспитания подрастающих поколений. И ядром этой системы мог бы стать пермский политехнический музей, идея создания которого обсуждалась несколько лет назад, но так и не была реализована.

Сегодня главная проблема состоит в том, что подрастающие поколения не знают историю города и страны. Они не интересуются нашими достижениями в освоении космоса. Советские мальчики и девочки мечтали стать космонавтами и наизусть знали имена героев, покоряющих космос, их подвиги. Сейчас всё больше хотят быть звездами шоу-бизнеса, артистами, моделями…

Ничего удивительного в этом нет, современная информационная среда навязывает свои стереотипы и образы потребительского поведения. Мы это понимаем, мы глубоко это переживаем, потому что хотим для наших детей иного будущего, построенного на принципах созидания, а не потребительства, на принципах товарищества, а не грызни, на принципах восхождения, а не оскотинивания. А что мы сделали в настоящем для того, чтобы было это другое будущее? Что нам мешает сформировать этот образ будущего прямо сейчас? В наших силах создать для наших детей альтернативную информационную и культурную среду. Тем более что в последние годы происходит усиление внимания государства к патриотическому воспитанию. Государство реанимирует проверенные советские наработки в этой сфере (ГТО, «Российское движение школьников» и др.). Но каким новым содержанием они будут наполнены, не понятно. Главная проблема состоит в том, что патриотизм не терпит механической и казенной работы. Любое массовое продвижение «патриотизма», как своего рода модного бренда, может обесценить это понятие, вызвать отторжение у молодежи, породить обратный эффект. Решение актуальных задач по патриотическому воспитанию сегодня требует концентрации усилий патриотической общественности, очень продуманной и грамотной работы гражданского общества. Одним из шагов в решении данных задач могло бы стать создание при гражданском комитете «В защиту культурного наследия» городского методического объединения педагогов по патриотическому воспитанию.

Наша конференция может стать стартовой площадкой для запуска реализации многих важных проектов. Мы предлагаем для обсуждения и реализации многоступенчатый проект по патриотическому воспитанию, посвященный истории освоения космоса. Мы намерены разработать методические и научно-популярные материалы по итогам наших элективных занятий в средней школе, которые уже проводятся нами, энтузиастами, с 2014 года. Теперь этот энтузиазм предстоит перевести в интеллектуальный продукт. Собственно, нуждается ли современная школа в таком продукте, в каком виде он должен быть представлен, как наладить дело возвращения наших граждан к космической мечте – мы и хотели бы обсудить с сообществом профессионалов.

Но это только первая ступень. Второй ступенью данного проекта может стать краевой конкурс рисунка и рассказа об освоении космоса для школьников и студентов. Перед тем как создать свои творческие работы, участники конкурса должны иметь возможность прослушать небольшой лекционный курс «Человек и космос», который поможет им расширить и углубить знания поданной теме.

По итогам конкурса из самых лучших рисунков (работ победителей) можно будет организовать выставку, а из лучших рассказов составить сборник. Реализацию данного проекта можно будет приурочить к 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли.

 

Никита Федотов

Комментарии (1)

  1. Игорь Гладнев:
    01.05.2017 07:07

    Замечательная и своевременно идея и работа. Проблематика сопричасности в историческом и культурном аспекте это наверное краеугольный камень воспитания. От кого и что наследовать? Чьи жизненные принцыпы защищать? На охране каких ценностей солидаризироваться? В чем и как проявлять соборность и коллективизм? Подобных вопросов сегодня сотни и пожалуй на редкий из них есть попытки отвечать или предлагать к Общественном обсуждению. В основном заметно старание отвлечь, увлечь, завлечь и создать "позитивизм восприятия", вместо "оптимизма созидания". Никита, спасибо вам.

Добавить комментарий



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Список тэгов