Пир во время чумы. Сколько стоит оперный театр

Пир во время чумы Босх

Как известно, в стране кризис. Пухнут дефициты бюджетов разных уровней. Есть дыры и в пермском. Впрочем, не такие большие, как некоторые думают.

 

Дефицит краевого бюджета за последние годы (млн. руб.):

2013

2014

2015

2016*

7 153,1

10 368,5

4 252,6

-1 579,7

*на 01.12.2016

 

Как видите, в 2016 году Пермский край умудрился даже оказаться в плюсе. Профицит связан, если я правильно разобрался в отчетах, с гигантским урезанием расходов. Планировалось 110 979,1 млн. руб., а исполнено было 93 838,4 млн. руб. В связи с чем, краевой госдолг снизился до 16 422,4 млн. руб. на 01.11.2016. Это достаточно средний показатель, если сравнивать с другими регионами.

Однако, есть расходы, которые вызывают недоумение. Не буду анализировать всё, обращу внимание только на один пример — Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского.

Дело в том, что существуют очень разные мнения на его счет. Кто-то считает, что Теодор Курентзис гений, другие — что он больше «шоумен», чем художник. Кто-то считает, что уровень исполнения в театре существенно вырос, другие — что это не так. Кто-то считает, что возможность наслаждаться постановками, выполненными на мировом уровне, оправдывает возросшие издержки, другие с этим не согласны. Кто-то говорит, что без участия иностранных и иногородних артистов этого невозможно было бы добиться, другие возражают, что нужно растить свои кадры. Я в этом ничего не понимаю, но явление слишком заметное, чтобы его игнорировать, поэтому я попытался разобраться в количественной стороне дела, полностью оставив за скобками качественную. Тем более, что подобного разбора статистики со ссылками на источники мне на глаза не попадалось.

Для начала приведу некоторые данные о работе театра. Все они взяты с официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, если не указаны ссылки на другие источники.

 

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2010

206,4

 

 

 

 

2011

 

 

 

 

 

2012

491,9

 

54,8

11%

184,5

2013

482,3

 

83,9

17%

177,7

2014

568,0

2 160,2

84,9

15%

167,0

2015

547,4

1 744,1

83,7

15%

165,8

2016

558,7

1 731,3

 

 

 

* Государственная программа Пермского края «Культура Пермского края» по данным минкульта.

 

Как можно заметить, затраты на содержание оперного театра в Перми составляют почти треть от всего объема финансирования культурной программы региона. Причем сокращение в 2015 году этой программы почти на 20% никак не сказалось на бюджете учреждения. Резкое увеличение субсидий, выделяемых, театру оперы и балета — за два года 2,5 раза — говорит о том, что они обусловлены не объективной необходимостью, а выбранной культурной политикой. Раньше театр как-то существовал и без них.

Какова же отдача? Театр «отбивает» в среднем лишь около 15% затраченных средств. Я прекрасно понимаю, что к учреждениям культуры нельзя подходить с рыночными мерками. Есть вещи, которые просто должны быть, и всё. И от них нельзя требовать самоокупаемости, или отдавать их на откуп «невидимой руке рынка». Но это не значит, что нужно полностью игнорировать финансовые показатели. Еще более важным показателем, на мой взгляд, является посещаемость театра. Можно обратить внимание, что в последние годы она стабильно снижалась, несмотря на рост финансирования, престижные награды и т.д.

Наконец, с изменениями в политике театра связано несколько скандалов. На фоне почти троекратного роста бюджета звучат рассказы об урезаниях (не напрямую, а с помощью введения неких новых механизмов расчета) зарплат артистам. При этом, по некоторым данным (1, 2), одна только зарплата художественного руководителя этого театра Теодора Курентзиса составляет порядка полумиллиона рублей.

Даже губернатор Басаргин в 2013 году (когда субсидии театру уже приближались к половине миллиарда рублей) решил запросить денег на федеральном уровне:

«…заработная плата артистов театра, которая (по данным на 1 ноября 2013 года) составила: у артиста балета – 34,2 тыс. рублей, у артиста второго оркестра – 26,8 тыс. рублей, у артиста хора – 14,2 тыс. рублей. Из-за таких низких показателей, добавляют чиновники, театр не выдерживает конкуренции за кадры. Низкая зарплата отмечена и у таких уникальных специалистов театра, как гример и костюмер (11 тыс. рублей и 12 тыс. рублей соответственно)».

 

Всё познается в сравнении

Но может быть, это обычная ситуация в опере и балете? Может, так происходит по всей стране? Чтобы это понять, нужно сравнить наш театр с другими подобными учреждениями. Но, понятно, что сравнение должно вестись в одной «весовой категории».

Последнее время Пермский театр называют одним из лучших в стране. Основанием, как правило, служит число наград, полученных на фестивале «Золотая маска», который приобрел статус национального. Сразу оговорюсь, что те деятели культуры и эксперты, с которыми мне доводилось общаться, единогласно считают эту награду достаточно предвзятой, в том числе и в силу её генезиса. У её истоков стояли такие одиозные личности, как Эдуард Бояков, больше десяти лет возглавлявший дирекцию фестиваля. Бояков входил в «пермскую команду» Марата Гельмана и полностью соответствует её духу (1, 2).

Но, тем не менее, я выбрал несколько театров, которые более-менее регулярно, как Пермский, награждались «масками». Обратите, кстати, внимание, что наш театр получал награды и до появления в нем Курентзиса, правда, одна из них вручена за оперу «Один день Ивана Денисовича» по одноименному произведению Солженицына, что само по себе свидетельствует о предпочтениях жюри…

 

Учреждение

Число «масок» в год

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

2

5

1

4

1

 

1

2

 

 

Театр оперы и балета, Екатеринбург

2

2

4

2

1

 

 

 

 

 

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Москва

3

 

1

1

5

3

5

1

2

3

Театр оперы и балета, Новосибирск

 

 

2

 

 

 

 

2

1

2

 

Впрочем, есть и другие подборки, рейтинги и «топы». Вот, например, мнение журнала «Русский репортер» (№1, 2007). Пермский театр был включен автором в 10 лучших театров России, несмотря на отсутствие Курентзиса, который в этот момент возглавлял Новосибирский театр оперы и балета, также вошедший в рассматриваемую десятку. Из этого списка мы можем взять ещё один театр для нашего сравнения — Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа.

Воспользуемся, наконец, более свежим рейтингом, который, как утверждается, составлен на основе мнений самих зрителей. В нем мы найдем:

  • Иркутский государственный музыкальный театр им. Н.М. Загурского
  • Воронежский государственный театр оперы и балета
  • Саратовский академический театр оперы и балета
  • Самарский академический театр оперы и балета

(От Перми в этот список вошел театр «У Моста», заняв в нем 4 место.)

Давайте теперь сравним показатели.

 

Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

2012

913,6

54 858,2

242,2

27%

2013

892,0

69 180,2

296,7

33%

2014

891,0

84 360,6

415,2

47%

* Государственная программа города Москвы «Культура Москвы на 2012–2018 годы», по официальным данным

 

Да, субсидии почти в два раза выше. Однако, доходы выше почти в пять раз! При этом от общего бюджета Москвы на культурную программу, обеспечение театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко 1-2%! Могут себе позволить, в общем.

 

Театр оперы и балета, Екатеринбург (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

204,9

 

87,1

43%

173,6

2013

254,4

3 121,3

80,3

32%

182,6

2014

262,1

2 444,5

88,4

34%

186,9

2015

 

2 824,5

 

 

188,0

* программа непонятно чего и как называется — убедиться в убогости свердловского сайта для предоставления подобной информации можно здесь.

 

Расходы свердловского театра в два раза ниже, чем у пермского, а доходы такие же. Число посетителей и вовсе больше, причем в течение последних лет растет, а не снижается. При этом меньше затраты не мешают театру регулярно получать награды на том же «национальном» фестивале.

 

Театр оперы и балета, Новосибирск (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

2012

269,6

3 077,5

125,4

47%

2013

352,3

2 499,6

146,4

42%

2014

371,9

 

154,9

42%

2015

541,3

2 014,1

139,8

26%

 

Примерно такая же ситуация была и в Новосибирске вплоть до 2015 года. Субсидии в полтора раза ниже, доходы в два раза выше. Посещаемость не указана. Лишь в 2015 году случилось что-то непонятное, и расходы вышли на пермский уровень. Странно, ведь Курентзис покинул это учреждение ещё в 2011, когда переехал в Пермь. Кстати, это тоже не помешало театру взять две «маски» в 2014 году.

Важно отметить, что и новосибирский, и свердловский театры являются не краевыми, а федеральными учреждениями. Однако я всё же добавил данные о краевом бюджете (какие смог найти) просто для сравнения. В обоих случаях бюджет театра составляет примерно 10-15% от областного. Но не треть.

 

Театр оперы и балета республики Башкортостан, Уфа (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

186,3

 

17,0

9%

62,2

2013

189,8

 

20,4

11%

103,8

2014

159,2

3 272,6

16,6

10%

96,9

2015

217,9

3 998,6

33,4

15%

73,5

* Государственная программа «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан», по официальным данным

 

Да, здесь всё как-то печально. Примерно, как и в Перми. Впрочем, этот театр был отмечен экспертом в 2007 году — всё меняется. Впрочем, расходы на его содержание составили около 5% от региональных затрат на программу развития культуры.

Вот ещё несколько провинциальных театров, отмеченных зрительскими симпатиями.

 

Воронежский государственный театр оперы и балета (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

75,2

1 699,3

25,1

33%

132,2

2013

98,0

1 786,4

25,0

25%

154,4

2014

138,4

1 764,4

30,0

22%

143,9

2015

124,6

1 214,6

34,3

28%

145,7

* Культура, кинематография, средства массовой информации, по официальным данным

 

Иркутский государственный музыкальный театр им. Н.М. Загурского (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

222,2

 

46,5

21%

130,4

2013

135,4

 

57,8

43%

 

2014

134,1

1 933,9

76,6

57%

162,1

2015

129,1

1 330,1

96,3

75%

165,9

* ГП «Развитие культуры» на 2014-2018 годы, по официальным данным

 

Саратовский академический театр оперы и балета (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

110,1

 

23,3

21%

81,5

2013

115,7

 

29,2

25%

90,5

2014

113,7

1 058,3

29,0

26%

100,7

2015

106,3

1 198,4

28,8

27%

100,4

* Культура, кинематография, по официальным данным

 

Самарский академический театр оперы и балета (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Краевой бюджет на культуру* (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

% от субсидий

Количество потребителей (тыс. чел.)

2012

339,0

 

60,1

18%

187,1

2013

332,4

 

69,2

21%

 

2014

298,3

4 982,3

78,2

26%

195,2

2015

304,9

1 641,1

76,2

25%

233,5

* ГП «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года», по официальным данным

 

Конечно, бюджетное финансирование этих учреждений не исчерпываются лишь субсидиями на выполнение государственного задания. В отдельные годы отдельные театры получали иных субсидий на суммы, сопоставимые с указанными в таблице. Но в другие годы они ничего не получали. Иногда это были федеральные гранты, иногда, видимо, что-то ещё. Но эта поддержка не имеет систематического характера, поэтому здесь она неучтена.

Как видите, среди данной подборки пермский театр выделяется тем, что при весьма низких показателях посещаемости и «окупаемости» его бюджет и в абсолютных, и, особенно, в относительных показателях — просто огромен! Причем оплачивается это из краевой казны, а не из федеральной.

И хотя я не ничего не могу сказать о качестве постановок, вызывает вопрос, почему же тогда падает посещаемость и такие низкие доходы. Некоторые связывают это с тем, что у театра весьма сократился постоянный репертуар и что некоторые новые постановки, даже очень хорошие, играются всего несколько раз, несмотря на свою огромную стоимость. Например, «Королева индейцев», получившая кучу «масок», была показана в Перми всего шесть раз, кажется. Судя же по тому, что доходы театра выросли в полтора раза в 2013 году, несмотря на падение посещаемости, очевидно, что театр просто стал менее доступным (меньше бесплатных посещений, дороже билеты, или всё сразу).

 

Консерватории

Существует мнение, что местные кадры не способны создавать произведения такого уровня, какие создаются сейчас приглашенными артистами. Те таланты, которые есть, уезжают учиться в другие города, где есть консерватории, и не возвращаются, а оставшиеся не дотягивают. Так это или нет, не знаю, но вот что более-менее общеизвестно.

Если я ничего не путаю, сегодня в России существует 12 консерваторий: Санкт-Петербургская, Московская, Саратовская, Уральская (в Екатеринбурге), Казанская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Астраханская, Петрозаводская, Магнитогорская, Волгоградская.

Как видно из этого списка, не все пользующиеся успехом у критиков и зрителей оперные \ музыкальные театры находятся в городах, где есть консерватории: самарский, воронежский, иркутский, пермский и уфимский театры — в их числе. Т.е., видимо, наличие консерватории всё же не определяющий фактор.

И тем не менее, если представить, что проблемы с кадрами в Перми столь велики, что приходится тратить огромные средства на зарубежных и иногородних звезд, и что проблемы эти могла бы решить консерватория, то интересно было бы узнать, насколько это дорогое удовольствие. Вот данные по некоторым заведениям из приведенного выше списка.

 

Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, Екатеринбург (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

2012

84,1

13,5

2013

96,8

16,8

2014

98,3

19,3

2015

100,3

19,2

 

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

2012

404,8

90,1

2013

415,8

105,0

2014

626,7

124,1

 

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

2012

83,0

16,8

2013

87,4

18,3

2014

85,1

16,1

2015

87,7

16,2

 

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова (источник)

Год

Субсидии (млн. руб.)

Доходы от оказания платных услуг (млн. руб.)

2012

97,3

9,3

2013

103,2

6,4

2014

102,1

6,5

 

Как и театры, отдельные консерватории в некоторые годы получали дополнительные средства, сопоставимые с субсидиями на выполнение государственного задания. А в другие годы — ничего не получали. Например, вот по этому проекту постановления Правительства РФ консерватория в Новосибирске должна была получить в 2016 году грант на 43,3 млн. руб., саратовская консерватория — на 65,35 млн. руб. и т.д.

Однако радикально это картины не меняет. Даже если представить, что общая ежегодная потребность консерватории в деньгах в два раза выше, чем суммы, приведенные в таблице, то получается, что содержание провинциальной консерватории обходится казне примерно в 200 млн. руб. Если же сравнить приведенные затраты на обеспечение оперных театров, то окажется, что разница между суммами, получаемыми пермским театром, и субсидиями на почти все прочие учреждения превышает эти 200 млн. Причем за 6 лет, субсидии на выполнение госзадания пермским театром выросли почти в три раза. Т.е., как я уже говорил, дело не в объективных потребностях, а в «особенностях» выбранной культурной политики.

Иными словами, из этих данных следует, что вместо раздувания театрального бюджета на содержание приезжих звезд, можно было открыть консерваторию, которая бы выращивала местные кадры.

Между прочим, и сам Курентзис в 2011 году говорил, что Перми нужна консерватория. Однако вместо этого руководство оперного пробивает для себя строительство новой сцены за несколько миллиардов рублей (в зависимости от того, какой проект в итоге будет осуществляться). В кризис.

 

источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Список тэгов