Строгановы: от соляных варниц — до мировых коллекций

Юлия Комбакова © ИА Красная Весна

Русские купцы и промышленники Строгановы ведут свою родословную от татарского мурзы — сына золотоордынского хана, пожелавшего принять христианскую веру. В христианстве он принял имя Спиридон и через некоторое время женился на родственнице князя Дмитрия Донского. Случившаяся в это время война с татарами вынудила Спиридона взять в руки оружие и сражаться против своих бывших единоверцев. Он был пленен и — за отказ вернуться в свою веру — жестоко казнен в 1395 году. «Привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать», и это «делом было тотчас исполнено», — гласил приговор. Оставшемуся после смерти Спиридона сыну Козьме дали фамилию Строганов. Так началась история знаменитого рода просветителей и собирателей ценностей — Строгановых.

В Пермской галерее недавно завершилась выставка «Строгановы-коллекционеры», где были представлены две уникальные художественные коллекции Павла Сергеевича (1823–1911) и Александра Сергеевича (1733–1811) Строгановых.

Выставка была собрана из коллекций Государственного Эрмитажа и Тамбовской областной картинной галереи, а также культурных памятников, собранных Строгановыми в Пермском крае.

В рамках выставки было показано порядка 200 шедевров западноевропейской и русской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XIII–XIX веков. Многие произведения западноевропейского искусства впервые были представлены Эрмитажем именно в Перми.

С XV до XVIII века род Строгановых занимался коллекционированием преимущественно церковного искусства: иконами и литургическими памятниками, передавая ценности нововозведенным храмам в своих вотчинах. С конца XVIII — начала XIX века Строгановы, помимо отечественных произведений, обратили внимание на предметы западноевропейского искусства. Первый в России каталог работ, собранных Строгановыми, составил А. С. Строганов.

В 1558 году царь Иван Грозный выдает сыну хитрого и умного промышленника Анники Строганова Григорию, жалованную грамоту на земли по берегам Камы «от устья Лысьвы до устья реки Чусовой».

Анника давно мечтал покорить обширные восточные прикамские земли и просил царя передать ему их во владения, обещая непременно обернуть это в выгодное для Москвы предприятие. Получив прикамские земли, к XVII веку Строгановы владели уже 11 миллионами гектаров земли.

Основной деятельностью Анники и сыновей на дарованных землях стала добыча соли: во множестве были выстроены соляные варницы и рассолоподъемные башни. Также, вместе с работниками, Строгановы принялись расчищать леса, добывать руду, строить многочисленные городки и острожки.

Основанный Г.А. Строгановым острог Орёл-городок стал в 1581 году опорным пунктом для освоения Западной Сибири. При участии Строгановых в 1582 году был осуществлен поход Ермака на Сибирь и присоединение к Российскому государству Западной Сибири. За успешное осуществление похода в 1610 году четырем внукам Анники было присвоено звание «именитых людей».

Благодаря добыче соли к 18 веку род Строганвых слыл самым богатым в России. При дворе закрепилось устойчивое выражение: «Богаче Строганова не будешь».

В грамоте на пожалование Строгановым баронского достоинства (XVIII век) приводится описание родового герба, изображающего медвежью голову (фрагмент пермского герба) и стоящие на живописном архитектурном подножье соболи. Это символизирует знак признательности предкам баронов Строгановых, которые «оказали важную службу и помощь к сохранению городов Княжества Пермского».

«С первого появления Строгановых на Каме в 1558 г., менее чем за столетие, бывшая Прикамская пустыня, среди которой лишь кое-где попадались русские и пермяцкие оазисы, превратилась в культурную страну, в которой закипела бойкая промышленная жизнь», — писал выдающийся краевед Пермской губернии Александр Алексеевич Дмитриев.

Доходы, полученные Строгановыми от добычи соли, позволили развернуть в Прикамье масштабную культурно-просветительскую деятельность. В большом количестве строились храмы — являвшиеся центрами просвещения и культуры края. При храмах существовали иконописные мастерские, послужившие появлению так называемой строгановской школы иконописи. При храмах местное население обучалось искусству золотого шитья, вышиванию церковных одежд. В городках края, административных центрах Строгановых — Добрянка, Очер, Ильинское, Новое Усолье — открывались школы, библиотеки и театры.

Благодаря такому масштабному культурному развитию региона, в XVII веке здесь появляются уникальные образцы произведений искусства, творчества местных жителей, собиравшиеся в выстроенных Строгановыми храмах. Прежде всего — это уникальные образцы храмовой деревянной скульптуры, представленной сегодня в Пермской художественной галерее.

В 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году монастырь было решено перевести в Пермь. В 1799 году указом Павла I в новообразованной Пермской губернии была учреждена самостоятельная Пермская епархия. Рядом с монастырем был выстроен кафедральный собор (1820 г.), а Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в архиерейский дом — место жительства епископа, резиденцию, духовное имение. В 1922 году в архиерейском доме был основан областной музей, а в 1933 году был закрыт собор, переоборудованный впоследствии под помещения для галереи.

Пермская художественная галерея на реконструкции
Виталий Попов © ИА Красная Весна

Еще при жизни П. С. Строганов завещал часть своей коллекции Эрмитажу. Во время национализации произведений искусства в 1920-е годы все произведения из Петербургских дворцов Строгановых и из загородного поместья П. С. Строганова в Тамбове попали в Государственный Эрмитаж, Тамбовскую областную картинную галерею и другие музеи СССР.

В 2017 году Пермская художественная галерея отметила свое 95-летие. В связи с юбилейными событиями на протяжении нескольких месяцев уходящего и нового года, жители и гости города могли посетить уникальную выставку «Строгановы-коллекционеры». О состоявшейся в Перми выставке нам удалось побеседовать со старшим научным сотрудником Пермской государственной художественной галереи Вадимом Геннадьевичем Лыгиным. С фотографиями с выставки и интервью с искусствоведом можно ознакомиться по ссылке.

Виталий Попов
Источник ИА Красная Весна

Комментарии (0)

Добавить комментарий



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Список тэгов